Из оскаровских номинантов этот фильм я заранее выделила как обязательный к просмотру по многим причинам: великая Джуди Денч в главной роли, небезызвестная мне история о тяготах ирландских девушек, вынужденных замаливать "грехи" в монастырях (по "Сёстрам Магдалины"). И тем не менее, подсознательно оттягивала своё знакомство с ним. С одной стороны, знала, что с таким сюжетом фильм априори будет тяжело смотреть, с другой смешанное чувство вызывали милые постеры с улыбающейся Денч.
Оказалось, что фильм и есть таков - взгляд с двух сторон на одни и те же события. Есть Филомена - воплощение Стокгольмского синдрома, заставляющая себя находить что-то хорошее даже в том, в чём его нет на первый взгляд и подавно, и верить в это. И это несмотря на всё то, что пережила.Слепая вера, всепрощение, о sancta simplicitas!
Есть Мартин - прагматичный и несколько циничный, видавший виды журналист, не оставивший для церкви места в своей жизни. Обличение, жажда возмездия, реализм.
По ходу фильма забавно наблюдать за скрещиванием взглядов главных героев, за тупиками, в которые они ставят друг друга. Это напоминает бесконечный поединок, в ходе которого каждый может принять для себя сторону кого-то из них. Я для себя решила, что во мне всё-таки больше от Мартина. По крайней мере, его реакция на события, открывшиеся к концу фильма, мне ближе и понятнее. Самой хотелось крикнуть в лицо этим "служителям Бога" самые ужасные обвинения, заставить их почувствовать хотя бы каплю той боли, какую испытывали матери, на глазах у которых отбирали их детей, крикнуть так, как кричала это из последних сил героиня "Сестёр Магдалины": "Ты не Божий человек!" И после титров на душе скорее осадком лежала тяжесть, чем просветление.
Христианская покорность или атеистическая непримиримость? А надо ли выбирать? Если бы не упорство Мартина, Филомена бы так ничего и не узнала о судьбе сына. Если бы не история Филомены, Мартин бы так и остался закоренелым циником. В конце концов, истинный верующий всегда должен сомневаться.
В целом фильм очень многослойный и гораздо глубже, чем может показаться после прочтения синопсиса. По крайней мере, мои представления о нём оказались весьма далёкими от того, как всё было преподнесено на самом деле. Это и не история о матери, разлученной с ребёнком, и не история о злых монахинях и жестоких нравах Ирландии прошлого века. Это история о том, как отношение к жизни помогает не растерять всё то светлое, что есть у нас. И какие бы гнусные дела ни творились во имя веры - сохранить её.